Как покрывать картину лаком. Виды лаков для живописи. Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил - фисташковый, фисташковый и акрил -стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый. Даммарный лак является самым распространенным. К его достоинствам относятся: слабое пожелтение и способность защитить картину от солнечных лучей. Наименее распространённый - жёлтый акрил - фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже. Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингредиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже ещё реже. Лак акрил - стирольный признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создаёт тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами. Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находиться под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину и насыщенность цвета. При выборе лака: обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства лаков срок годности составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трёх. Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности. Покрытие картины лаком. Перед покрытием картины лаком нужно прежде всего: убедиться в свежести используемых материалов – лака и скипидара. Скипидар (пинен) капают на белую бумагу и, после его испарения, не должно оставаться никаких следов. Если же остался ореол или нечто подобное, то такой скипидар необходимо выбросить. Лак (даммарный, мастичный) проверяют, капнув его на стекло. Через сутки он должен полностью высохнуть. Если этого не произошло, то такой лак также непригоден (Лак «от пыли» сохнет 4 часа и через сутки он должен высыхать полностью). Некоторые специалисты пишут, что свежий лак сохнет ещё быстрее: «Хороший свежий лак перестаёт давать отлип уже через 15 – 20 минут». (Учебник «Реставрация произведений станковой темперной живописи»). «На стекле хороший лак высыхает без заметного отлипа за 4 – 6 часов» (Пособие Лаборатории ТТЖ «Вопросы и ответы»). К покрывным лакам относятся: даммарный и мастичный лаки. Даммарный лак – наименее желтеющий. При всех недостатках акрил - фисташкового лака (акрил - стирольного), некоторые специалисты используют его в сочетании с традиционными лаками, в случае, если картина находится в условиях большого перепада влажности: «смесь акрил - фисташкового лака с даммарным или мастичным и пинена в соотношении 1:1:2». (Учебник «Реставрация произведений станковой темперной живописи»). Обычно, картину покрывают лаком примерно через год, когда красочный слой полностью высох по всей глубине. «Покрывать картину лаком до высыхания красочного слоя нельзя», так как это «нарушит нормальное равномерное просыхание красочного слоя, так как лаковая плёнка будет служить препятствием для доступа кислорода, необходимого при высыхании слоя. Во - вторых, благодаря значительной силе натяжения лаковой плёнки, могут появиться разрывы красочного слоя». В период высыхания, картина должна находиться в светлом, сухом, чистом (без пыли) помещении. «В тёмном помещении красочный слой масляной картины темнеет, особенно сильно в период высыхания. К потемнению красок может привести и воздействие в этот период повышенной влажности воздуха». («Техника живописи. Практические советы» Академия художеств СССР 1960 г.). Перед покрытием лаком, картину очищают от пыли сухой мягкой тканью. Иногда картину протирают слабым раствором детского мыла, затем снова протирают влажным тампоном. После этого необходимо картину хорошо просушить, оставив на сутки в тёплом светлом и сухом помещении, так как необходимо, чтобы влага полностью испарилась, так как мастичный и особенно даммарный лаки чувствительны к сырости и могут побелеть. Покрывать картину лаком нужно в тёплом, светлом, сухом и чистом помещении (без пыли) и без сквозняков. Часто, перед покрытием, лак подогревают. Подогревают иногда и картину (например, выставляя её на солнце), так как подогретый лак становится более пластичным. (Однако, необходимо соблюдать пожарную безопасность и не нагревать лак у открытого огня, так как лак, масла и разбавители относятся к самовоспламеняющимся и пожароопасным материалам. Также необходимо избегать скопления ветоши, тряпок и бумаги, пропитанных красками и разбавителями. Для покрытия картины лак разводят скипидаром (пиненом) 1:1. Если требуется матовое покрытие, то лак просто больше разводят пиненом, и, таким образом, получается менее блестящий слой. Если же требуется наоборот, более глянцевое покрытие, то его достигают покрывая раствором 1:1 несколько раз, до нужного эффекта. То есть, постепенно набирая необходимую толщину слоя. (Каждый слой необходимо просушивать). Начинают покрытие картины лаком с того, что, установив картину в горизонтальном положении, против света, отжатым флейцем, осторожно проходят только пожухшие участки живописи, как бы выравнивая общий вид картины. (Если этого не сделать, то, после покрытия лаком, блестящие места будут блестеть ещё больше, а пожухшие – будут заметно от них отличаться). Через сутки (когда первый слой лака высох), и, если общая поверхность выровнена - приступают к покрытию всей картины. «Картину укладывают на столе в горизонтальном положении. Художник подходит к картине со стороны, противоположной источнику света. При таком положении, в скользящем свете, хорошо видна равномерность нанесения лака. Плавными движениями флейца, по взаимно - перпендикулярным направлениям, лак равномерно распределяют по поверхности картины. Размашистость движений и излишняя поспешность, могут привести к образованию пузырьков воздуха в щетине флейца, переходящих в слой лака на картине. Однако, и затягивать процесс - опасно. Выравнивание слоя должно быть закончено к тому моменту, когда лак начнёт подсыхать, затрудняя движение флейца. Последние движения флейца должны быть горизонтальными по отношению к композиции произведения и направлены в одну сторону». («Реставрация станковой масляной живописи». ВХНРЦ, М., 1976). «После покрытия, подождав 10 – 15 минут (пока лак загустеет), картину ставят вертикально и оставляют для просыхания на несколько дней в том же помещении. В этот период особенно надо опасаться притока холодного, влажного воздуха». («Техника живописи. Практические советы» Академия художеств СССР). Святослав Брахнов. #Обучение@lessons_and_tutorials #Живопись@lessons_and_tutorials #Советы@lessons_and_tutorials